Если хотите открыть презентацию по задаче, щелкните по ее названию...
Вода в проруби, пробитой далеко от берега озера, находится на глубине 10 см. Какова толщина льда?
Решение:
Возможной опорой на берег пренебрежем, т.к. прорубь далеко от берега.
Лед плавает на поверхности воды, условие плавания тел – архимедова сила равна силе тяжести:
Fa = Fт, распишем: m∙g=ρ∙gV∙пчт
заменим массу через плотность льда и объем, а объем как площадь на толщину
ρл∙S∙H= ρв∙S∙H - ρв∙S∙h
Здесь H – толщина льдины, h – расстояние до воды, площадь льдины не имеет значения
H= ρв∙h /(ρв – ρл)
После вычислений получаем, что толщина льда 1 м.
Один программист написал программу, которая защищала его компьютер. При включении компьютера на экране появлялись две кнопки с «1» и «0» соответственно. Для продолжения работы предлагалось выбрать одну из них, но также сообщалось, что в случае ошибки немедленно начнет работать программа самоуничтожения всех данных. Однако, была предусмотрена подсказка, которая содержала известное латинское изречение и набор цифр. Вот как это выглядело:
312514
Viveremilitareest
На какую кнопку следует нажать, чтобы продолжить работу? Ответ обоснуйте.
Наше решение:
Цифра на кнопке является последней в имеющемся ряду – 312514(1 или 0).
Теперь считаем количество букв в тексте: Viveremilitareest – 17.
Считаем сумму цифр имеющегося числа: 312514=16.
Значит к ряду припишем 1, тогда 3125141=17
Вывод:
Для нормальной работы компьютера нужно нажать кнопку с цифрой 1, т.к. в этом случае знаков в тексте 17 и сумма цифр в числе будет тоже 17.
Для публикации в журнале была подготовлена верстка текста статьи. Молодой сотрудник редакции впервые выполнял эту работу и допустил грубые нарушения правил.
Необходимо найти все ошибки, систематизировать их по типам, объяснить причину возникновения, дать рекомендации по алгоритму проверки текста.
Систематизация ошибок:
- Ошибки расстановки пробелов, например, «…Беббиджа-его проект…»
- Ошибки форматирования
- Неудачное обтекание картинки
- Ошибки размера, типа и цвета шрифта
По нашему мнению причинами возникновения ошибок может являться
следующее:
Рекомендации:
1. Внимательно просмотреть весь текст и исправить ошибки, которые невозможно обнаружить и исправить автоматически (…программисты всего лира…).
2. Исправить ошибки по подсказкам системы проверки орфографии:
- Если подчеркивание красное – орфографическая ошибка или незнакомое слово. По правой кнопке мышки можно получить более детальную информацию.
- Если подчеркивание зеленое – пунктуационная или стилистическая ошибка, возможно неправильное применение пробела. По правой кнопке мышки можно получить более детальную информацию.
3. Исправить абзацный отступ, расстановку пробелов и выравнивание включив режим непечатаемых символов (π) в соответствии с правилами.
4. Исправить шрифты в соответствии с правилами.
_________________________
* На смысловые и речевые ошибки алгоритм не распространяется
Правила оформления текста:
• Заголовок центрируйте. Переносы в заголовках не допускаются.
• В конце заголовка точка не ставится.
• Если в заголовке несколько предложений, то точка не ставится после последнего.
• Красную строку (абзацный отступ) выполняйте кнопкой Тab.
• Enter нажимайте при окончании абзаца. Перед знаком препинания пробел не ставится.
• После знака препинания пробел ставится обязательно.
• Перед и после дефиса пробелы не ставятся (пол-лимона).
• Перед и после тире пробелы ставятся обязательно (Ученье – свет).
• Слова, заключенные в скобки, не отделяются от скобок пробелом.
• После знака «№» ставится пробел.
• Знак «%» пишется после цифры без пробела.
• Русские кавычки «пример».
• Иностранные кавычки “example”.
Правила форматирования текста:
• Придерживайтесь единого стиля. В рамках одного документа используйте один шрифт, и два, максимум его 3 размера. К примеру, заголовки 16, подзаголовки 14, основной текст 12. Следует избегать выделения цветом. Не выделяйте части текста одновременно двумя стилями (например, жирным и курсивом) – это сильно усложняет восприятие информации.
• Чем меньше шрифтов – тем лучше, в идеале достаточно одного шрифта, в крайнем случае два – для заголовка и основного текста.
• Используйте разрывы страниц. Если в документе необходимо перейти на следующую страницу – используйте (Ctrl - Enter).
• Используйте в абзацах красную строку. Для этого нужно установить курсор в начало абзаца, и нажать кнопку TAB (либо установить ее, используя верхний указатель линейки (отступ первой строки)).
• Периодически проверяйте форматирование документа в режиме «непечатаемых символов». Например, «пробел» отображается как точка по центру строки, табуляция (Tab) отображается как стрелка вправо, а правильно сформированный отступ не отображается никак.
Определить физические характеристики детского игрушечного пружинного пистолета, если известна масса шарика – 5 граммов и высота его подъема при выстреле вертикально вверх – 3,43 м.
1. По закону сохранения энергии при подъеме шарика определим энергию сжатой пружины
m*g*h = k*x2/2
2. Изменение длины пружины х определим прямым измерением, она составит 5,4 см, т.е. 0,054 м.
3. Тогда жесткость пружины можно определить из п. 1 k = 2*m*g*h/x2, она составит 115,39 Н/м
4. Теперь можно определить силу упругости сжатой пружины по закону Гука:
Fупр = k*x , она составит 6,23 Н
5. По закону сохранения энергии при выстреле шарика горизонтально, определим начальную скорость выстрела шарика:
k*x2/2 = m* ʋ02/2, тогда ʋ02=k*x2/ m
Она составит 8,20 м/с
6. Теперь определим дальность полета шарика при выстреле горизонтально при высоте над уровнем пола 1,5 м.
Расчет:
Движение по горизонтали будем считать равномерным, т.е. сопротивлением воздуха пренебрежем.
Тогда дальность полета шарика определим как
l=ʋ0* t, где t – время полета шарика.
Это время найдем из падения шарика по вертикали.
h= ʋ0верт* t + g*t2/2,
где начальная скорость шарика по вертикали, равная 0
t2=2*h/g,
Время составит 0,55 с.
Тогда дальность полета составит примерно 4,5 м
Оценить мощность горящей спички и сравнить ее с экспериментальным значением.
Идея решения:
При горении развивается тепло, освобождается энергия. Масса спички 0,1 г (определяем взвешиванием.
Теплоту сгорания древесины примем равной 13 МДж/кг (осина). Можно определить по часам, что спичка сгорает примерно за 25 секунд.
Тогда 13 МДж/кг * 0,0001 кг получится 1300 Дж, выделяется при сгорании целой спички, тогда в одну секунду 1300/25=50,2 Вт.
Следовательно, мощность горящей спички можно принять примерно 50 Вт.
Проверка значения
Нами принята следующая идея:
• Будем рассматривать процесс плавления льда, т.к. при этом температура процесса неизменна – 0.
• Температура наперстка тоже 0, им можно пренебречь.
• Соотношение лед-вода в начале опыта может быть любым.
• В расчет пойдет только вода, получившаяся при таянии льда от спичек.
• Спички будут гореть одновременно, чтобы сократить время опыта и повысить точность.
Ход опыта
1. В наперсток налить воду и заморозить в холодильнике.
2. Дождаться начала таяния льда и слить воду.
3. Сделать «костер» из 3 спичек, на нем нагреть наперсток со льдом, замерить время горения спичек.
4. Слить вновь образовавшуюся воду и взвесить ее.
5. Рассчитать количество теплоты пошедшее на получение вновь образовавшейся воды, как Q=Δm*λ
6. Рассчитать мощность одной спички.
Расчет по опыту:
Масса растаявшей воды 1,58 г. Удельная теплота плавления для по таблице 330 кДж/кг.
Тогда полученное льдом тепло от сгорания трех спичек составит 521,4 Дж.
Расчетная мощность спички равна 7 Вт.
То, что экспериментальные данные сильно отличаются от расчетных, неудивительно, КПД процесса вполне может быть около 15%
В аспирин UPSA, кроме аспирина, входят лимонная кислота и гидрокарбонат натрия. Опишите процессы, которые происходят при бросании таблетки в воду, напишите уравнения реакций. Что произойдет, если некто будет рассасывать таблетку во рту? Чем можно заменить лимонную кислоту в препарате?
Процессы:
• При растворении таблетки аспирина в воде сода (гидрокарбонат натрия) подвергается гидролизу с образованием слабой угольной кислоты, которая распадается на воду и углекислый газ, и щелочи, т.е. гидролиз дает щелочную среду.
• Лимонная кислота СН2-СОН-СН2(СООН)3 – трехосновная карбоновая кислота, диссоциирует в воде на катионы водорода и анионы кислотного остатка. Диссоциация идет преимущественно по первой ступени.
• Лимонная кислота взаимодействует с содой с образованием натриевой соли лимонной кислоты (цитрата натрия), воды и углекислого газа, который постепенно разрушает таблетку, пузырьки перемешивают жидкость, в результате таблетка растворяется быстрее.
Кроме того, растворяясь в воде, таблетка аспирина Upsa образует буферный раствор с определенной устойчивой концентрацией водородных ионов, смесь слабой кислоты и ее соли, который после приема препарата поддерживает действующие вещества в растворенном виде, не позволяя им при контакте с кислой средой желудка переходить обратно в нерастворенную форму и осаждаться на стенках в виде твердых частиц. В результате обеспечивается более быстрое и полное всасывание препарата и лучшая его переносимость.
Уравнения реакций:
1. NaНCO3 + H2O = H2CO3 + NaOH
H2CO3 = H2O + CO2↑
2. C6H8O7 ↔ C6H 7O7- + Н+
3. С6H8O7 + NaHCO3 = С6H7O7Na + CO2 + H2O
Что произойдет?
Если некто будет рассасывать таблетку во рту, то произойдет следующее:
Заменить лимонную кислоту можно другими органическими кислотами: яблочной и, может быть, янтарной. Другие органические (муравьиную, уксусную, щавелевую) нельзя из-за их высокой активности или токсичности.